г.Тамбов, Моршанское шоссе, дом 14А
8(915) 870-01-93

Тамбовский журналист входил в топ-50 самых результативных снайперов Великой Отечественной войны

Журналист, писатель и советский одиночный снайпер 21-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД 42-й армии Ленинградского фронта. На счету скромного ретушера фотоснимков редакции газеты «Тамбовская правда» Евгения Николаева 324 документально подтвержденных уничтоженных фашиста.

Его «меткие» способности проявились в юности. Ещё до войны в школьные годы Женя Николаев увлёкся стрелковым спортом. И настолько успешно, что вскоре получил золотой значок норм ГТО по стрельбе. На что преподаватели сказали, что дело здесь даже не в значке – у парня настоящий талант к стрелковому спорту.

Несмотря на такие данные, после окончания школы Евгений Николаев выбрал творческую и мирную профессию – его приняли художником-декоратором в тамбовский драмтеатр. Ведь помимо отличных способностей в стрельбе он ещё хорошо и рисовал.

В 1940 году 20-летнего парня призвали в армию. Войну он встретил в составе 154-го полка НКВД на Финской границе. После того, как немецкую армию осенью 41-го удалось остановить у северных окраин Ленинграда, разведчик Евгений Николаев поступил в школу снайперов. Здесь он быстро стал лучшим курсантом. И в этом помогли ему навыки и художника, и стрелка: сосредоточенность, внимательность, аккуратность, умение анализировать обстановку и обращать внимание на детали.

Свой боевой счёт новоиспечённый снайпер Николаев принял суровой зимой 1941 года. Чтобы выполнить поставленную задачу по уничтожению противника приходилось подолгу лежать на снегу – мороз сковывал пальцы, пронизывающий ветер почти не давал дышать. Но это терпение было залогом и выживания, и выполнения приказа. 11 немецких офицеров у штабной землянки на линии фронта уничтожила снайперская винтовка с оптическим прицелом Николаева. Боясь упустить удобный момент, он продолжал делать выстрел за выстрелом с одной огневой точки. Хотя по всем снайперским законам после каждого выстрела необходимо менять позицию, дабы не быть замеченным. Он продолжал стрелять, даже когда по его предполагаемой позиции враги начали вести сосредоточенный огонь. В результате снайпер получил контузию, по поставленную командованием задачу выполнил.

Поединок с немецким снайпером-ассом стал ещё одним боевым крещением Николаева. В этом соревновании «кто – кого», снайпер, как и сапёр, может ошибиться только один раз. И Николаев не ошибся, а трофеями стала немецкая винтовка, бинокль, и карманные часы.

Именно карманные часы, но уже совсем другие, в одном из боёв спасли Евгения Николаева. В начале декабря старший сержант Николаев был назначен командиром 5-й роты и от Верховного совета 42-й армии был награждён именными часами с надписью: «Тов. Николаеву Е. А. за боевое отличие в борьбе с немецким фашизмом от Военного совета армии». В конце декабря этот подарок спас ему жизнь: осколок мины попал прямо в часы, лежавшие в кармане ватных штанов. Тогда же в бою Евгений получил ранение в левую руку разрывной пулей, которая разворотила верхнюю треть предплечья. Николаева отправили в госпиталь.

Он радовался, что получил ранение левой руки: какой же художник без правой руки! Однако часы, спасшие ему жизнь, разлетелись на множество мелких деталей и застряли в животе. Пришлось в госпиталь для консультации врачей, сколько и каких деталей ещё не извлечено, вызывать часовщика.

В феврале 1942 года на Первом слёте снайперов Ленинградского фронта Николаев получил свою первую государственную награду – Орден Боевого Красного знамени, а также именную снайперскую винтовку. Почти за месяц, с 25 октября по 30 ноября 1941 года, он уничтожил 43-х солдат и офицеров противника. Причём 11 из них – только за один день 29 ноября.

После лечения Евгений Николаев вернулся на передовую и пообещал самому себе довести свой личный счёт до трёхсот уничтоженных фашистов. И слово своё сдержал!

Из военной сводки Совинформбюро от 10 августа 1942 года: «Снайпер тов. Николаев из части, где командиром тов. Кутятин, истребил 211 немцев…»

Слава о метком снайпере разошлась по всему Ленинградскому фронту, командиры частей ставили его в пример. А немцы через громкоговоритель даже агитировали его перейти на свою сторону, обещая большие деньги, высшую награду Железный крест, виллу в Германии и даже женитьбу на немецкой девушке.

О выдающемся снайпере писали советские газеты. В заметке газеты «Правда» от 5 августа 1942 года говорилось: «Снайпер Николаев уничтожил 104 фашиста за 3 три дня, на тот момент на его счету было 187 уничтоженных солдат и офицеров противника». А значит росло и число звёздочек на его винтовке, обозначавших победы.

В декабре 1942 года после нескольких ранений Николаев был переведён в контрразведку и назначен оперуполномоченным отдела «СМЕРШ» в своей дивизии. На его снайперском счету было 324 подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров противника.

Николаев прошёл всю войну, в составе 96-й гаубичной артбригады 23-й артиллерийской дивизии дошёл до Берлина и оставил свой автограф на стене Рейхстага.

После войны гвардии капитан запаса Николаев вернулся в родной Тамбов и долгие годы работал скромным ретушером фотоснимков в редакции газеты «Тамбовская правда». Рядом с такими же журналистами-фронтовиками, как и он. Евгений Николаев являлся членом Тамбовского регионального отделения общественной организации «Союз журналистов России». Умер Евгений Андрианович Николаев 22 февраля 2002 года.

В память о нём на его родной тамбовской земле, в музейно-выставочном центре, хранится его легендарная винтовка. А ещё после себя он оставил книгу воспоминаний «Звезды на винтовке» (16+), о тех нелёгких днях, когда он и его боевые товарищи о Победе только мечтали.

Снайперская винтовка Евгения Николаева с оптическим прицелом (в центре)
Фото: Виталий Полозов

Источник: сайт «Тамбовская жизнь»